"Кольцо великанов", "Танец Гигантов" - по-разному называют в преданиях Стоунхендж, удивительное мегалитическое сооружение на юге Великобритании, близ города Солсбери. Появившийся еще в эпоху неолита, Стоунхендж до сих пор служит источником загадок для ученых и источником вдохновения - для писателей.
Стоунхендж - один из древних ритуальных памятников, встречающихся на Британских островах. Археологи так и называют их - хенджи. Особенность этих памятников заключается в их устройстве. Они представляют собой окружность, опоясанную рвом, с внешней стороны которого насыпан земляной вал. Но у некоторых из них есть и свои особые черты - захоронения или кольца из огромных, поставленных вертикально камней.
Пожалуй, именно эти каменные кольца и являются причиной того, что хенджи, на протяжении веков будоражащие воображение людей, до сих пор влекут к себе толпы туристов.
Кем же и когда возведены были эти загадочные памятники? За ответом нам придется отправиться в глубокую древность.
В каменном веке Британские острова были заселены немногочисленными охотничьими племенами. Около 2400 года до н.э. на островах появились невысокие смуглые переселенцы из Средиземноморья. Поселившись на холмистых равнинах, они занялись земледелием. Несколько столетий спустя нахлынула новая волна переселенцев с южных земель. По-видимому, они-то и привезли с собой обычай возводить огромные каменные гробницы, остатки которых и сейчас можно увидеть, путешествуя вдоль побережья от Корнуолла до самых Оркнейских островов. Эти новые поселенцы и начали сооружение Стоунхенджа.
Произошло это, по мнению ученых, около 2000 года до н. э. Собственно, изначально легендарный Стоунхендж был просто окружностью диаметром около 116 метров, огражденной рвом и земляным валом. Каменные колоссы же появились несколько позднее.
Около 1700 г. до н. э. Британские острова встречали новых гостей - на сей раз из более северной части Европы. То уже были люди, использовавшие бронзовые орудия вместо каменных. Предполагается, что именно они воздвигли два каменных кольца в центре старого святилища. Археологи обнаружили следы ям, расположенных концентрическими кольцами: эти ямы и предназначались для 82 камней, доставленных из Пем-брокшира. В дальнейшем эти камни были заменены сарсеновыми блоками, предварительно отшлифованными и затем установленными вертикально. Вес каждого из этих блоков составлял около 50 тонн, и каким образом их доставили из места, находящегося в 24 милях от хенджа, не говоря уж о том, как им сумели придать вертикальное положение, - точно до сих пор не известно.
Еще одной загадкой остается предназначение этих камней. Если сами по себе хенджи признаны ритуальными памятниками и разногласий в целом не вызывают, то из-за каменных гигантов споры разгорелись нешуточные.
Стоунхендж пытались связать с друидами, но эта теория долго не прожила. Во-первых, Стоунхендж, по всей видимости, воздвигли гораздо раньше, чем появились друиды. Во всяком случае, самые ранние из точных сведений о друидах относятся лишь к первому столетию до нашей эры. Во-вторых, о самих друидах, передававших все свои знания и традиции устным путем, известно настолько мало, что никаких достоверных подтверждений этой теории и не могло быть.
Впрочем, если последнее обстоятельство заставило отказаться от этой гипотезы ученых, то писателям оно, наоборот, развязало руки: раз известно мало, попробуйте докажите, что было не так...
Но вернемся к предположениям более реальным. В основном исследователи разделились на два лагеря. Одни предполагают, что камни использовались для астрономических наблюдений и вычисления срока затмений. Другие считают, что памятник имел культовое предназначение.
Вероятнее всего, в каждой из этих версий есть доля истины, и подлинная разгадка древней тайны находится где-то на пересечении двух гипотез. Трудно представить, что звездочеты бронзового века настолько прониклись страстью к астрономии, что притащили бог весть откуда камни весом в несколько десятков тонн, да еще ухитрились аккуратно расставить их кругами. Но и вряд ли справедливо считать, что эти колоссы были расположены в определенном порядке просто для красоты. Скорее всего, функции обсерватории здесь просто сопутствовали функциям ритуальным.
Так кому же поклонялись люди среди этих молчаливых каменных гигантов? Что означали устремленные к небу громады?
Предполагается, что многие тысячелетия назад люди поклонялись не божеству, не пантеону богов, но богине. Речь идет еще не о богине плодородия, культ которой развился несколько позднее, но о Великой Богине, вмещавшей в себя весь мир - землю, животных, людей. Богиня знаменовала круг жизни: все, порожденное из земли, возвращается обратно в землю.
Концентрические круги символизировали соединение Земли и Неба. Устремленные вверх колоссы означали, согласно этой теории, брак двух божеств, слияние сил земных и сил небесных. Сопряжены эти праздники были с днями солнцестояния - здесь и вступала в силу "астрономическая" версия.
Стоунхендж - далеко не единственный памятник такого рода. Хорошо известны мегалитические сооружения на
Оркнейских островах. В одном из них, Кольце Бродгара, ученые вычислили точки, с которых можно было вести наблюдения за луной (еще очко сторонникам астрономической гипотезы. Едва ли такие факты можно считать случайными совпадениями). В Оксфордшире сохранились следы каменного круга, названного Роллрайт Стоунз. Трудно установить, как именно соотносились здесь камни с точками небесной сферы, - многие из блоков оказались сдвинуты или же получили сильные повреждения. Еще один известный мегалитический памятник -"Длинная Мег и ее дочери". Перечислять эти сооружения можно довольно долго. Но одной из крупнейших ритуальных построек в Европе считается Эйвбери в Уилтшире. Этот памятник поражает своими масштабами. Площадь его занимает около 11,5 гектаров, каждое из колец внутри огороженного рвом круга - примерно 91,4 метра в диаметре.
И все же самым величественным, самым знаменитым из всех этих памятников является именно Стоунхендж. Почему же? Еще одна загадка?...
За ответом на этот вопрос уже придется обратиться к легенде. Так вышло, что именно Стоунхендж оказался связан не просто со старинным преданием, но с наиболее знаменитой легендой Британии, с "Делом Англии" - с королем Артуром.
В XII веке в своей книге "История бриттов" Гальфрид Монмутский дал особое объяснение появлению Стоунхенджа.
Происходило это в Темные Века, вскоре после того, как римские легионы покинули Британию. С западных берегов Европы участились набеги саксов. Бритты изо всех сил старались противостоять захватчикам. Возглавил их Аврелий Амброзии. Гальфрид Монмутский рассказывает, как, прибыв однажды в монастырь близ Каеркарадока, который теперь называется Салесберией (Солсбери), Аврелий увидел захоронения многих отважных и благородных воинов, погибших в сражениях с саксами, возглавляемыми Хенгистом. При виде такого количества могил, где упокоились столь доблестные люди, Аврелий Амброзии не мог удержаться от слез. Он начал раздумывать, как бы достойным образом почтить память множества погибших. Ответ подсказал прорицатель Мерлин. Он предложил взять камни из Кольца Великанов в Ибернии. Камни эти наделены таинственной силой, и нет среди них такого, который был бы лишен целебных свойств. В Ибер-нию же эти камни попали из Африки: их принесли оттуда великаны и устроили в них купальни.
Аврелий послушался совета Мерлина. Конечно, местные жители не желали расставаться с Кольцом Великанов, но бритты с боем получили-таки свою добычу. Гальфрид Монмутский объясняет, что сдвинуть их с места и переправить через море Мерлин смог при помощи неких специальных приспособлений.
Так Кольцо Великанов попало в Британию и превратилось в надгробный памятник многих славных воителей. Впоследствии внутри каменного круга был похоронен и сам Аврелий Амброзии, а затем - его брат Утер. Королем стал сын Утера Артур. Он сумел объединить враждовавших доселе друг с другом бриттов и одержал много героических побед над захватчиками.
Что же отличает эту легенду от других сказаний о великих королях и героях?
Пожалуй то, что она реальна - но не в общепринятом смысле.
Короля Артура как такового не существовало. Если брать чисто исторические сведения, то можно говорить о талантливом военачальнике, о раскопках, ведущихся в Кэдбери в крепости, где часть укреплений по времени соответствует существованию Камелота - оплота Артура...
Это то, что было на самом деле. Но проходили века, и люди то и дело вновь обращались к легенде, трансформируя ее в соответствии со своим временем, со своей жизнью. Артур как бы продолжал существовать вместе с Англией. Тот же Гальфрид Монмутский не просто излагал известные ему старинные предания. Его "История бриттов" носит посвящение Роберту Глостеру, незаконному сыну короля Генриха Боклерка. В книге ясно дается понять, что нынешние норманнские правители - действительные наследники великих королей прошлого.
Спустя годы после появления "Истории бриттов" на престол всходит Генрих II Плантагенет. Он заключает брак с Элеонорой Аквитанской. Союз между Англией и Францией должен быть союзом равных. Но у Франции есть великий герой, символизирующий ее мощь, есть Карл Великий. И вот на английской земле вновь звучат сказания о короле Артуре, а в аббатстве Гластонбери в 1190 году "обнаруживают" его могилу.
Когда в дальнейшем Эдуард I решает распространить свою власть на Шотландию, он обращается к книге Гальфрида Монмутского: согласно "Истории бриттов", Артурово королевство включало в себя и Шотландию. Стало быть, у него, Эдуарда, есть все права наследника.
С расцветом рыцарства появляется в сказаниях Круглый Стол, возникает образ Ланселота... Но проходят столетия, рыцарство клонится к своему закату - и сэр Томас Мэлори пишет книгу под названием "Смерть Артура". И вот король остается могущественным героем, который вместе со своими рыцарями спит долгим сном в пещере, - но настанет час, когда он пробудится и в трудный миг придет на помощь своему народу.
Да, это все же легенда. Но вот ее особенность, ее загадка: раскопки в Кэдбери, где, как верят многие, находится Камелот, Гластонбери, и, наконец, Стоунхендж - это реальные памятники тому, чего не было.
Стоунхендж - один из древних ритуальных памятников, встречающихся на Британских островах. Археологи так и называют их - хенджи. Особенность этих памятников заключается в их устройстве. Они представляют собой окружность, опоясанную рвом, с внешней стороны которого насыпан земляной вал. Но у некоторых из них есть и свои особые черты - захоронения или кольца из огромных, поставленных вертикально камней.
Пожалуй, именно эти каменные кольца и являются причиной того, что хенджи, на протяжении веков будоражащие воображение людей, до сих пор влекут к себе толпы туристов.
Кем же и когда возведены были эти загадочные памятники? За ответом нам придется отправиться в глубокую древность.
В каменном веке Британские острова были заселены немногочисленными охотничьими племенами. Около 2400 года до н.э. на островах появились невысокие смуглые переселенцы из Средиземноморья. Поселившись на холмистых равнинах, они занялись земледелием. Несколько столетий спустя нахлынула новая волна переселенцев с южных земель. По-видимому, они-то и привезли с собой обычай возводить огромные каменные гробницы, остатки которых и сейчас можно увидеть, путешествуя вдоль побережья от Корнуолла до самых Оркнейских островов. Эти новые поселенцы и начали сооружение Стоунхенджа.
Произошло это, по мнению ученых, около 2000 года до н. э. Собственно, изначально легендарный Стоунхендж был просто окружностью диаметром около 116 метров, огражденной рвом и земляным валом. Каменные колоссы же появились несколько позднее.
Около 1700 г. до н. э. Британские острова встречали новых гостей - на сей раз из более северной части Европы. То уже были люди, использовавшие бронзовые орудия вместо каменных. Предполагается, что именно они воздвигли два каменных кольца в центре старого святилища. Археологи обнаружили следы ям, расположенных концентрическими кольцами: эти ямы и предназначались для 82 камней, доставленных из Пем-брокшира. В дальнейшем эти камни были заменены сарсеновыми блоками, предварительно отшлифованными и затем установленными вертикально. Вес каждого из этих блоков составлял около 50 тонн, и каким образом их доставили из места, находящегося в 24 милях от хенджа, не говоря уж о том, как им сумели придать вертикальное положение, - точно до сих пор не известно.
Еще одной загадкой остается предназначение этих камней. Если сами по себе хенджи признаны ритуальными памятниками и разногласий в целом не вызывают, то из-за каменных гигантов споры разгорелись нешуточные.
Стоунхендж пытались связать с друидами, но эта теория долго не прожила. Во-первых, Стоунхендж, по всей видимости, воздвигли гораздо раньше, чем появились друиды. Во всяком случае, самые ранние из точных сведений о друидах относятся лишь к первому столетию до нашей эры. Во-вторых, о самих друидах, передававших все свои знания и традиции устным путем, известно настолько мало, что никаких достоверных подтверждений этой теории и не могло быть.
Впрочем, если последнее обстоятельство заставило отказаться от этой гипотезы ученых, то писателям оно, наоборот, развязало руки: раз известно мало, попробуйте докажите, что было не так...
Но вернемся к предположениям более реальным. В основном исследователи разделились на два лагеря. Одни предполагают, что камни использовались для астрономических наблюдений и вычисления срока затмений. Другие считают, что памятник имел культовое предназначение.
Вероятнее всего, в каждой из этих версий есть доля истины, и подлинная разгадка древней тайны находится где-то на пересечении двух гипотез. Трудно представить, что звездочеты бронзового века настолько прониклись страстью к астрономии, что притащили бог весть откуда камни весом в несколько десятков тонн, да еще ухитрились аккуратно расставить их кругами. Но и вряд ли справедливо считать, что эти колоссы были расположены в определенном порядке просто для красоты. Скорее всего, функции обсерватории здесь просто сопутствовали функциям ритуальным.
Так кому же поклонялись люди среди этих молчаливых каменных гигантов? Что означали устремленные к небу громады?
Предполагается, что многие тысячелетия назад люди поклонялись не божеству, не пантеону богов, но богине. Речь идет еще не о богине плодородия, культ которой развился несколько позднее, но о Великой Богине, вмещавшей в себя весь мир - землю, животных, людей. Богиня знаменовала круг жизни: все, порожденное из земли, возвращается обратно в землю.
Концентрические круги символизировали соединение Земли и Неба. Устремленные вверх колоссы означали, согласно этой теории, брак двух божеств, слияние сил земных и сил небесных. Сопряжены эти праздники были с днями солнцестояния - здесь и вступала в силу "астрономическая" версия.
Стоунхендж - далеко не единственный памятник такого рода. Хорошо известны мегалитические сооружения на
Оркнейских островах. В одном из них, Кольце Бродгара, ученые вычислили точки, с которых можно было вести наблюдения за луной (еще очко сторонникам астрономической гипотезы. Едва ли такие факты можно считать случайными совпадениями). В Оксфордшире сохранились следы каменного круга, названного Роллрайт Стоунз. Трудно установить, как именно соотносились здесь камни с точками небесной сферы, - многие из блоков оказались сдвинуты или же получили сильные повреждения. Еще один известный мегалитический памятник -"Длинная Мег и ее дочери". Перечислять эти сооружения можно довольно долго. Но одной из крупнейших ритуальных построек в Европе считается Эйвбери в Уилтшире. Этот памятник поражает своими масштабами. Площадь его занимает около 11,5 гектаров, каждое из колец внутри огороженного рвом круга - примерно 91,4 метра в диаметре.
И все же самым величественным, самым знаменитым из всех этих памятников является именно Стоунхендж. Почему же? Еще одна загадка?...
За ответом на этот вопрос уже придется обратиться к легенде. Так вышло, что именно Стоунхендж оказался связан не просто со старинным преданием, но с наиболее знаменитой легендой Британии, с "Делом Англии" - с королем Артуром.
В XII веке в своей книге "История бриттов" Гальфрид Монмутский дал особое объяснение появлению Стоунхенджа.
Происходило это в Темные Века, вскоре после того, как римские легионы покинули Британию. С западных берегов Европы участились набеги саксов. Бритты изо всех сил старались противостоять захватчикам. Возглавил их Аврелий Амброзии. Гальфрид Монмутский рассказывает, как, прибыв однажды в монастырь близ Каеркарадока, который теперь называется Салесберией (Солсбери), Аврелий увидел захоронения многих отважных и благородных воинов, погибших в сражениях с саксами, возглавляемыми Хенгистом. При виде такого количества могил, где упокоились столь доблестные люди, Аврелий Амброзии не мог удержаться от слез. Он начал раздумывать, как бы достойным образом почтить память множества погибших. Ответ подсказал прорицатель Мерлин. Он предложил взять камни из Кольца Великанов в Ибернии. Камни эти наделены таинственной силой, и нет среди них такого, который был бы лишен целебных свойств. В Ибер-нию же эти камни попали из Африки: их принесли оттуда великаны и устроили в них купальни.
Аврелий послушался совета Мерлина. Конечно, местные жители не желали расставаться с Кольцом Великанов, но бритты с боем получили-таки свою добычу. Гальфрид Монмутский объясняет, что сдвинуть их с места и переправить через море Мерлин смог при помощи неких специальных приспособлений.
Так Кольцо Великанов попало в Британию и превратилось в надгробный памятник многих славных воителей. Впоследствии внутри каменного круга был похоронен и сам Аврелий Амброзии, а затем - его брат Утер. Королем стал сын Утера Артур. Он сумел объединить враждовавших доселе друг с другом бриттов и одержал много героических побед над захватчиками.
Что же отличает эту легенду от других сказаний о великих королях и героях?
Пожалуй то, что она реальна - но не в общепринятом смысле.
Короля Артура как такового не существовало. Если брать чисто исторические сведения, то можно говорить о талантливом военачальнике, о раскопках, ведущихся в Кэдбери в крепости, где часть укреплений по времени соответствует существованию Камелота - оплота Артура...
Это то, что было на самом деле. Но проходили века, и люди то и дело вновь обращались к легенде, трансформируя ее в соответствии со своим временем, со своей жизнью. Артур как бы продолжал существовать вместе с Англией. Тот же Гальфрид Монмутский не просто излагал известные ему старинные предания. Его "История бриттов" носит посвящение Роберту Глостеру, незаконному сыну короля Генриха Боклерка. В книге ясно дается понять, что нынешние норманнские правители - действительные наследники великих королей прошлого.
Спустя годы после появления "Истории бриттов" на престол всходит Генрих II Плантагенет. Он заключает брак с Элеонорой Аквитанской. Союз между Англией и Францией должен быть союзом равных. Но у Франции есть великий герой, символизирующий ее мощь, есть Карл Великий. И вот на английской земле вновь звучат сказания о короле Артуре, а в аббатстве Гластонбери в 1190 году "обнаруживают" его могилу.
Когда в дальнейшем Эдуард I решает распространить свою власть на Шотландию, он обращается к книге Гальфрида Монмутского: согласно "Истории бриттов", Артурово королевство включало в себя и Шотландию. Стало быть, у него, Эдуарда, есть все права наследника.
С расцветом рыцарства появляется в сказаниях Круглый Стол, возникает образ Ланселота... Но проходят столетия, рыцарство клонится к своему закату - и сэр Томас Мэлори пишет книгу под названием "Смерть Артура". И вот король остается могущественным героем, который вместе со своими рыцарями спит долгим сном в пещере, - но настанет час, когда он пробудится и в трудный миг придет на помощь своему народу.
Да, это все же легенда. Но вот ее особенность, ее загадка: раскопки в Кэдбери, где, как верят многие, находится Камелот, Гластонбери, и, наконец, Стоунхендж - это реальные памятники тому, чего не было.
Комментариев нет:
Отправить комментарий