Ирландский Трилистник, трехпластинчатый лист клевера, идентифицированный в 1893 году ирландским натуралистом Натаниелем Колганом как вид Trifolium repens (клевер ползучий или клевер белый или клевер голландский).
Обычно считалось, что трилистник – клевер, от гэльского слова «seamrog» (маленький клевер, от seamair клевер) и английское слово «shamrock» наиболее фонетически близкая передача ирландского эквивалента. Однако в ботаническом мире не настолько уверены, что это так и в ходе дебатов рассматривались варианты, когда некоторые кандидаты на символ трилистника даже не классифицировались как клевер. Безусловно, путаница частично возникла из-за разных художественных кельтских изображений в течение многих столетий.
По данным «Опроса ирландцев» (1988) ботаника Чарльза Нельсона:46 процентов считают, что трилистник - это trifolium dubium (клевер сомнительный - меньший трилистник)
35 процентов- trifolium repens (белый клевер)
семь процентов - medicap lupulina (черная люцерна)
пять процентов - oxalis acetosella (Кислица обыкновенная в народе заячья капуста или кукушкин клевер)
четыре процента - trifolium pratense (красный клевер)
Само собой разумеется, что разговоры о том, что ирландский трилистник может расти только на ирландской земле, миф. Клевер с тремя листьям растет во всем мире – от Тасмании до Южной Африки, от Северной Америки до Англии. Просто в разных местах у него неодинаковое название.
Но вот, как ни странно, Чарльз Нельсон утверждает, что трилистник «существует» только в День Святого Патрика, а через день он уже известен как молодой клевер.
Согласно Натаниелему Колгану, автору «Флоры графства Дублин» в 1904 во время голода людям приходилось съедать трилистник.
Символ Ирландии, признанный во всем мире, в большинстве случаев нацелен конкретно на туристов, поскольку трилистник – эмблема ирландского Совета по туризму, Failte Ireland (Failte – Добро пожаловать). Однако, без сомнения, символ трилистника в Ирландии можно увидеть практически на всем, от хвоста самолетов авиакомпании Aer Lingus до фонарных столбов в Дублине.
Но вот, как ни странно, Чарльз Нельсон утверждает, что трилистник «существует» только в День Святого Патрика, а через день он уже известен как молодой клевер.
Согласно Натаниелему Колгану, автору «Флоры графства Дублин» в 1904 во время голода людям приходилось съедать трилистник.
Символ Ирландии, признанный во всем мире, в большинстве случаев нацелен конкретно на туристов, поскольку трилистник – эмблема ирландского Совета по туризму, Failte Ireland (Failte – Добро пожаловать). Однако, без сомнения, символ трилистника в Ирландии можно увидеть практически на всем, от хвоста самолетов авиакомпании Aer Lingus до фонарных столбов в Дублине.
Многие туристы в Ирландии полагают, что лист скромного растения – официальный символ Ирландии и имеет более возвышенный статус, чем гэльская арфа (герб Ирландии).
Но в любом случае трилистник имеет некоторую правовую защиту. Согласно закону 1996 года о торговых марках, использование символа трилистник ограничивается товарами и услугами ирландского происхождения. Только Министерство промышленности, торговли и труда может рассматривать просьбы на использование символа.
Живой лист клевера традиционно носят на отвороте одежды в День святого Патрика. В прошлые времена ирландцев переполняла гордость, когда они прикалывали растение к своей одежде. А перед сном было принято обмакнуть листик в напиток и бросить его через левое плечо, прежде чем выпить «котелок Патрика» В современные дни эта традиция постепенно угасает, но изобретение «чайных» пакетиков с листиками клевера поддерживает экспорт трилистника по всему свету.
Но в любом случае трилистник имеет некоторую правовую защиту. Согласно закону 1996 года о торговых марках, использование символа трилистник ограничивается товарами и услугами ирландского происхождения. Только Министерство промышленности, торговли и труда может рассматривать просьбы на использование символа.
Живой лист клевера традиционно носят на отвороте одежды в День святого Патрика. В прошлые времена ирландцев переполняла гордость, когда они прикалывали растение к своей одежде. А перед сном было принято обмакнуть листик в напиток и бросить его через левое плечо, прежде чем выпить «котелок Патрика» В современные дни эта традиция постепенно угасает, но изобретение «чайных» пакетиков с листиками клевера поддерживает экспорт трилистника по всему свету.
Первыми, кто проложил путь трилистника к славе, были кельтские друиды, полагавшие, что число три обладает мистическими возможностями. Нет достоверных сведений о том, почему они были в этом уверенными, возможно число три олицетворяло прошлое, настоящее и будущее или подземный мир, землю и небеса.
Безотносительно того значения, какое кельты придавали числу, всё достаточно ясно выражено в художественной символике. На древних изображениях часто появляется трехликие лица, трикселы, трикселионы. Организация кельтского общества основывалась на волшебном числе – три социальных класса, три цвета, три главных божества. И неудивительно, что в такой «трехзначной» атмосфере стали благоговеть и перед растением с его тремя листьями, созданием самой природы.
Безотносительно того значения, какое кельты придавали числу, всё достаточно ясно выражено в художественной символике. На древних изображениях часто появляется трехликие лица, трикселы, трикселионы. Организация кельтского общества основывалась на волшебном числе – три социальных класса, три цвета, три главных божества. И неудивительно, что в такой «трехзначной» атмосфере стали благоговеть и перед растением с его тремя листьями, созданием самой природы.
Святой Патрик, намереваясь обратить кельтов в христианство, был хорошо осведомлен о почитании ими числа три и, согласно легенде, использовал лист клевера, чтобы проиллюстрировать христианский догмат о Троице, и растолковал его суть – о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом.
Правда описанная история о святом пятого века, посвятившем кельтов в христианское учение с помощью трилистника, не имеет никаких исторических свидетельств и не подтверждена рукописными документами. Историки свидетельствуют, что первые письменные ссылки на «трилистники» появились примерно в начале 18 века, спустя 1 200 лет после смерти святого Патрика. История была зарегистрирована в 1726 году в книге о диких растениях Ирландии, написанной протестантским клерикалом (Caleb Threlkeld Synopsis Stirpium Hibernicarum. The first Essay of the kind in the Kingdom of Ireland, Dublin, 1727). Он обратил внимание, что ирландцы носят букетики из листьев белого клевера на шляпах 17 марта, в День святого Патрика и рассказал как о сложившейся традиции, трилистнике, как символе Святой Троицы.
Но к тому времени ирландцы действительно выбрали трилистник в качестве символа, он появлялся на средневековых надгробиях и старинных монетах, а письменное свидетельство 1681 года описывает трилистник как эмблему на отворотах одежды в День святого Патрика.
Правда описанная история о святом пятого века, посвятившем кельтов в христианское учение с помощью трилистника, не имеет никаких исторических свидетельств и не подтверждена рукописными документами. Историки свидетельствуют, что первые письменные ссылки на «трилистники» появились примерно в начале 18 века, спустя 1 200 лет после смерти святого Патрика. История была зарегистрирована в 1726 году в книге о диких растениях Ирландии, написанной протестантским клерикалом (Caleb Threlkeld Synopsis Stirpium Hibernicarum. The first Essay of the kind in the Kingdom of Ireland, Dublin, 1727). Он обратил внимание, что ирландцы носят букетики из листьев белого клевера на шляпах 17 марта, в День святого Патрика и рассказал как о сложившейся традиции, трилистнике, как символе Святой Троицы.
Но к тому времени ирландцы действительно выбрали трилистник в качестве символа, он появлялся на средневековых надгробиях и старинных монетах, а письменное свидетельство 1681 года описывает трилистник как эмблему на отворотах одежды в День святого Патрика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий