четверг, 1 марта 2012 г.

День всех котов: 1 марта!

Любовь к кошкам во всем мире оказалась настолько велика, что их владельцы просто не могли обойтись без специального праздника для своих любимцев. В итоге каждый год 1 марта в очень многих странах мира отмечается Всемирный день кошек, который объединяет миллионы владельцев этих животных по всему миру. Традиция празднования этого дня возникла стихийно, и хотя до сих пор Всемирный праздник кошек нигде официально не утвержден, это не мешает любителям этих животных чествовать своих питомцев.

Популярность праздника объясняется прежде всего тем, что кошки испокон веков были и остаются самыми популярными домашними животными во всем мире: около 80% всех жителей Земли держат домашнее животное, и более половины из них отдали свое предпочтение именно кошкам.

Чествовать этих животных 1 марта с удовольствием соглашается каждый владелец, и в итоге Всемирный день кошек был объявлен праздником благодарности этим уникальным животным, которые в этот день находятся в особом почете.
В разных государствах этот праздник владельцы кошек отмечают по-разному. Но более всего кошек чествуют во всей Европе в целом, и в Великобритании в частности. Это не удивительно, поскольку в Англии одна кошка спасает минимум 10 т зерна ежегодно, а несколько десятков животных официально охраняют от мышей реликвии в Британском музее. Когда наступает Всемирный праздник кошек, животных, состоящих на "службе у государства" всячески поощряют - в основном при помощи самых лучших кошачьих деликатесов. Кроме того, для них даже шьют специальную "форму" и обустраивают удобные домики.

Помимо этого, кошек в ходе их Всемирного праздника "поздравляют" при помощи создания для них всяческих благ. В разных странах открываются парки для выгуливания котов и специальные кошачьи магазины, шьются целые коллекции одежды для кошек (причем за это дело часто берутся самые известные мировые дизайнеры) и изготавливаются специальные игрушки и средства для их дрессировки, а также создаются кафе и "кошачьи" гостиницы, в которых можно на время поселить питомца с большим комфортом.

История кошек в Великобритании: успех – трагедия – поклонение
Великобритания – одна из немногих стран, которым посчастливилось увидеть самых древних кошек, которым поклонялся еще Древний Египет. Считается, что первых домашних кошек на остров привезли римляне, и это доказывают скелеты этих животных, найденные в руинах их домов, датируемых 4 в. н.э. в Силчестере (Гемпшир). Археологами были найдены отпечатки кошачьих лап на разложенной возле древней печи черепице. Другие признаки поселения этих животных на острове были найдены в графстве Кент: в руинах сгоревшего дома, относящихся приблизительно к тому же периоду, были обнаружены останки кошки. По этим останкам ученые определили, что животное было крупнее современных домашних кошек, но меньше, чем его мумифицированные египетские сородичи.
Первые кошки в Великобритании заслужили уважение за способность уничтожать мышей. С первого дня появления котов в Британии, они начали пользоваться просто небывалой любовью англичан, поэтому можно утверждать, что история кошек в Великобритании началась с огромного успеха.  В Уэльсе Х века, королем Хоуэлом Добрым был издан свод законов о содержании столь ценного животного - кошки. Официальный статус деревни получало поселение, в котором было девять домов, один гуртовщик, один плуг, одна печь, одна маслобойка, один бык, один петух и один кот. В частности, было установлено, что домашняя кошка в Англии обязательно должна была продаваться, причем за хорошую цену, которая регулярно росла. В 948 году был даже придуман специальный валийский закон, который официально определял цену кота: слепой котенок стоил один пенни (цена ягненка, козленка, гуся или курицы); когда же он открывал глаза, то стоил уже два пенса, а когда начинал ловить мышей, его цена возрастала до 4-х пенсов. В соответствии с законом кошки должны были хорошо видеть и слышать, иметь зубы и когти, ловить мышей, прилежно воспитывать котят и не поедать их, не очень часто требовать кота. Если после покупки вскрывался какой-либо недостаток, то цену кошки снижали на треть. Если муж и жена разводились, муж имел право оставить себе самое ценное - домашнего кота. Человек, укравший кошку, сурово наказывался: у него отбирали ягненка даже овцу, что было довольно крупным штрафом по тем временам. За убийство кошки виновному грозила кара: умерщвленное животное вешали за хвост таким образом, чтобы носом оно касалось земли, а преступник должен был засыпать кошку пшеницей горкой до кончика хвоста. Зерно затем отдавали владельцу несчастного животного, а в Саксонии ХII века человек, убивший кошку, должен был отдать ее хозяину 60 бушелей пшеницы.
Самая серьезная кара постигала тех, кто воровал котов из амбара принца: в те времена кошки служили на государственной службе в качестве ловцов грызунов, уничтожавших урожай, поэтому каждое животное было на вес золота. Если кто-то воровал такую кошку, он должен был расплатиться огромной копной пшеницы за свое преступление, если же дело доходило до убийства, убийцу… тоже казнили.
У скоттов, предков шотландцев, кошки считались не только стражами ценных запасов злаковых культур, но и отважными воинами. До сих пор в шотландском языке слова "храбрец" и "кот" нередко выступают как синонимы. Многочисленные гербы шотландских родов украшены изображениями кошек, а графство Кейтнесс в переводе означает - "Кошачье". Герцог Сазерленд еще имеет и второй титул: дюк Кэт - «Кошачий герцог».
Чуть позже кошки обосновались в Северной Европе. Древние германцы и скандинавы обожествляли этих животных. Например, колесницу богини плодородия, любви и красоты Фрейи влекли две большие ласковые кошки.
Некоторые древние приметы и обычаи живы и сегодня. В Англии до сих пор существует поверье: пока черная кошка в доме, - рыбаку не грозит опасность в море. Англичане считают, что если черная кошка перебежала дорогу - это добрая примета; если она забежала в дом или комнату - хозяина ждет радость.

Увы, но после такого грандиозного успеха Средневековье обрушилось на кошек лавиной трагедий: еще вчера их трепетно почитали, а уже сегодня их считают причастными к черной магии, а потому нещадно мучают и убивают. История кошек в Средние века строилась на суевериях: считалось, что в кошек превращаются ведьмы, поэтому англичане без разбора убивали и женщин, якобы похожих на ведьм, и кошек, в которых они могли бы превратиться.
Счастливая жизнь кошек в Европе кончилась примерно 700 лет назад, когда могущественная средневековая церковь обратила свой гнев на животных, пользовавшихся почетом на Востоке. Христианская церковь, имевшая к тому времени уже определенный вес, начала борьбу против колдовства и запретила поклоняться языческим богам, таким как Фрейя. День недели пятница (англ. - Friday) сохранивший название в честь богини Фреи и стал известен как день, в который собираются на свой шабаш ведьмы. Любовь кошки к ночным прогулкам, бесшумное передвижение, светящиеся ночью глаза стали причиной отождествления ее с ведьмами. Почти во всех европейских странах кошка стала символом зла, особенно черная. Кошек топили, сбрасывали с башен, сотнями сжигали на кострах. Для их умерщвления изобретались всевозможные пытки. В Голландии была установлена специальная кошачья среда - день массового истребления кошек. В ХV веке папа Иннокентий VIII повелел по всей Европе тех, кто поклонялся кошкам, сжигать как колдунов, а связанное с кошками колдовство стало преследуемым повсеместно. В Дании ХVII века женщина была признана ведьмой за то, что якобы родила ребенка с кошачьей головой. Нам с вами понятно, что это было всего лишь врожденное уродство, но для дремучей необразованности того времени телесный дефект ребенка стал доказательством, что его мать совокуплялась с дьяволом.
В 1699 г более 300 детей были уличены в колдовстве только за то, что они имели кошек. За это "преступление" 15 детей были казнены, а остальных в течение года каждое воскресенье пороли перед церковью.  Особыми зверствами по отношению к кошкам отличился Филипп II Габсбург - испанский король, за которого вышла замуж английская принцесса Мария Тюдор. Он мучил кошек специально изобретенными пыточными приспособлениями, и это было настолько жестоко, что даже запуганные англичане это осудили.
Но тем неменее укоренившийся повсеместно обычай уничтожения кошек уменьшил их популяцию на 90 процентов. А это, в свою очередь, позволило большому количеству крыс проникнуть в поселения людей. Вместе с крысами плодились и блохи, что создало благоприятную почву для страшной болезни, которую люди средневековья называли "Черной Смертью". Это заболевание известно нам как бубонная чума, переносчиками которой являются блохи. Но средневековые европейцы считали, что Черная Смерть навлечена колдовством и передается через отравленные колодцы. Пока Черная Смерть опустошала Европу, люди были слишком заняты своими страданиями, чтобы убивать и мучить кошек. В этой обстановке относительной безопасности численность кошек вновь возросла. Кошки стали истреблять крыс, что в конце концов свело чуму на нет. Однако те, кто пережил Черную Смерть продолжили уничтожение кошек разными способами, в результате чего эпидемии этой страшной болезни опустошали страны Европы не единожды. Так, в 1484 г. папа Иннокентий VIII издал указ, обрекающий еретиков, ведьм и их кошек на пытки и муки в застенках инквизиции.
Негуманное отношение к кошке продолжалось еще долго: например, в бельгийском городе Иперне лишь лет сто пятьдесят назад было покончено с девятисотлетней традицией, введенной графом Болдуином Фландрским, ежегодно, в один из дней поста сбрасывать кошек с высокой башни. По всей Европе в католические праздники — на масленицу, на пасху, в великий пост — словом, беспричинно и постоянно живьем жгли и зарывали в землю кошек, и все это при огромном стечении народа и с соответствующими церемониями. Существовало нелепое поверье: если замуровать кошку в стену дома или под крыльцо — крысы и мыши будут бояться и обходить жилище стороной, хотя, естественно, для подобных целей больше подходит все-таки живая кошка.
О страхах, которыми сопровождалась средневековая история кошек в Великобритании, может свидетельствовать также искусство: на картинах этих животных часто изображали в обществе колдунов и магов. 
Переломным моментом для истории кошек в Великобритании, стал 1727 год. Именно тогда, во-первых, выяснилось, что знаменитый французский кардинал Ришелье отказался от теории связи кошек с дьяволом и завел у себя целых 14 любимиц, а во-вторых, вышел трактат «История кошек», написанный французским автором Монкрифом, который окончательно реабилитировал этих животных.

В итоге начало 18 века в Англии ознаменовалось кропотливой работой по возвращению кошек в дома и выведению новых пород. В начале ХVIII века принцессы европейских королевских домов и утонченные дамы французского двора чрезвычайно баловали своих любимцев: они держали салоны, в которых обсуждались достоинства их питомцев, на медальонах гравировались их изображения, кошкам устраивались пышные похороны. Французские художники Ватто и Фрагонар рисовали кошек на своих полотнах, изображавших пасторальные сцены и будуары знатных дам. Один французский астроном открыл новое созвездие в форме кошки и назвал его Felis. Это созвездие было занесено во все европейские астрономические реестры ХVIII века. В Англии кошки в качестве персонажей стали появляться в рассказах и поэмах при описании счастливой семейной жизни. Художник Стаббс проиллюстрировал дружбу кошки и лошади, изобразив черного кота рядом с известным скакуном Годолфином. В ХIХ веке кошка королевы Виктории была столь популярна, что имела даже своего биографа. Вскоре после этого были учреждены первые общества защиты животных, заявлявшие о том, что жестокое отношение, проявленное к кошкам и другим животным в средние века, не повторится больше никогда.
Промышленная революция в ХIХ веке полностью изменила лицо Англии: почти все горожане стали работать на фабриках, в конторах и на складах.
Кошки тоже приняли в этом начинании посильное участие, охотясь за грызунами на складах вновь образовавшихся предприятий. Помощь кошек Британской почте была столь неоценима, что в 1868 году был учрежден специально заботившийся о них Отдел Кошек. Мюриэл Бидл в своей книге "Кошки: история, биология и поведение" писала, что начальник почты финансировал покупку корма для кошек, каждому почтовому отделению шесть или семь пенсов на одно животное. Но этой суммы было явно недостаточно. Чтобы кошки не забывали о своих обязанностях, начальник почты постановил, что "заработок кошки зависит от количества пойманных ею мышей. Бюрократы пользовались таким положением и частенько посылали вышестоящему начальству просьбы об увеличении субсидий на содержание кошек. В 1873 году один почтальон добился получения большой суммы денег, объяснив это тем, что они ему нужны не только на покупку еды животным, но и как компенсация за унижение, которое он испытал, неся по улице кошачий корм, - мясную обрезь и требуху, будучи одет в униформу Ее Величества". Кошки так хорошо выполняли свои обязанности, что оставались на почте до 70-х годов нашего столетия, более века спустя после учреждения их Отдела.
В 1870 году в Англии была проведена первая выставка кошек, которая ставила своей целью презентацию новых окрасов и видов, и этих животных начали активно изучать. 

Несколько веков спустя эти животные еще раз помогли людям. Они являлись частью Плана Маршалла, направленного на восстановление Европы после второй мировой войны. Чтобы накормить голодающих людей, американцы посылали в Европу сотни тысяч тонн зерна. Заимствовав у древних египтян проверенную временем технику борьбы с грызунами, они послали вместе с зерном 10000 кошек, охранявших его от мышей. Кошки с честью выполнили свой долг, что позволило европейцам подкрепить свои силы и начать долгий процесс восстановления разрушенного войной континента.
В 1964 году эпидемия боливийской лихорадки охватила затерянное в Андах селение Сан Жоакин. Заболевание туда принесли дикие мыши, зараженные вирусом Мачупо. После призыва о помощи по радио в Анды на самолете были доставлены сотни кошек, которые в конечном итоге и остановили лихорадку.
На Американский континент домашняя кошка была завезена колонизаторами из Европы, хотя и у индейцев были прирученные кошки.
Согласно данным Американской энциклопедии, первые сведения о кошке датируются 1626 годом. Для местных жителей она была весьма ценной. Например, в Парагвае стоимость первых кошек достигала одного фунта золотом. Связано это было с тем, что появление грызунов в Америке случилось гораздо раньше, где они размножились в большом количестве. Если бы не кошки, то первые поселенцы могли бы быть лишены многих своих припасов, да и часто бы болели, так как крысы были одними из переносчиков заразных болезней.
 А уже ближе к 20 столетию кошки стали одними из главных любимцев англичан, и до сих пор они находятся в огромном почете у этой нации. Так что сегодня ни один англичанин никогда не простит вам, если вы предложите ему присесть, выгнав предварительно из его кресла спящую кошку.



,

Комментариев нет:

Отправить комментарий