Если бы легенды о том, что призраки затонувших кораблей блуждают в открытом море, пугая моряков и жителей прибрежных поселений, были правдой, то возле юго-восточной оконечности Англии, где раскинулись пески Гудвина, ими бы кишмя кишело.
В нескольких милях от мыса Саут-Форленд, именно с того края Великобритании, где видны знаменитые скалы Дувра, находится место, которого опасаются моряки всего мира. Его называют «Песчаным хамелеоном», «Великим пожирателем кораблей» и самым большим в мире кладбищем кораблей. Но чаще всего оно фигурирует под названием песков Гудвина.
Индийский пароход «Махратта» – еще одна жертва Песков Гудвина |
С последним именем связано несколько легенд. Одна из них гласит, что близ берегов Англии некогда располагался остров Ломеа. Его владельцем был граф Западной Саксонии Гудвин. Он пребывал в натянутых отношениях с церковью, и однажды море поглотило остров вместе с поместьем графа за его прегрешения.
По другим же сведениям, в песках покоятся древние триремы римлян, оставшиеся там со времен Юлия Цезаря, который в 43 году покорил Туманный Альбион. Из чего следует, что если уж остров и затонул, то значительно раньше, чем существовала Западная Саксония и ее граф.
По другим же сведениям, в песках покоятся древние триремы римлян, оставшиеся там со времен Юлия Цезаря, который в 43 году покорил Туманный Альбион. Из чего следует, что если уж остров и затонул, то значительно раньше, чем существовала Западная Саксония и ее граф.
Пески Гудвина представляют собой песчаную отмель (до 13 км в длину и до 5 в ширину), которая во время прилива покрывается слоем воды в несколько метров, приливные течения здесь достаточно мощные и несут с собой большое количество песка. При этом зыбучие пески мигрируют – за несколько десятков лет они могут смещаться на несколько десятков метров в сторону. Это затрудняет судоходство вблизи этого места.
А судоходство здесь весьма и весьма оживленное - здесь располагаются одни из водных ворот Англии, чтобы кораблю попасть в Темзу, ему обязательно нужно проплыть в районе песков Гудвина.
На заре судоходства, когда и карты были не очень точными, и маяков не существовало, масса кораблей погибла в коварных песках. Среди жертв «Песчаного хамелеона» после римских трирем числятся суда викингов Скандинавии, несколько галеонов «Непобедимой армады», торговые и пассажирские суда.
Более всего разговоров ходит о трехмачтовой шхуне «Леди Лавинбонд», следовавшей в португальский порт Опорто и затонувшей 13 февраля 1748 года. Все находившиеся на ее борту погибли. Легенда гласит, что это плавание было несчастливым с самого начала. Дело в том, что на шхуне присутствовала невеста капитана – Аннета, а согласно установившимся морским поверьям тех времен, женщина на судне – к несчастью.
По одной из версий, ситуация усугублялась еще и тем, что руки Аннеты добивался и помощник капитана и что именно он, убив рулевого, в отместку сопернику устроил крушение шхуны.
И вот с тех пор каждые 50 лет 13 февраля «Леди Лавинбонд» появляется в районе Песков Гудвина. Первый раз, в 1798 году, шхуну якобы видели команды двух судов. Призрак выглядел настолько реально, что капитан корабля береговой охраны «Эденбридж» опасался, что может произойти столкновение с ним. В 1848 году фантом «Леди Лавинбонд» возник опять, на этот раз он погибал на глазах моряков, находившихся в гавани. Сцена трагедии разыгралась вблизи Дила и выглядела настолько реалистично, что ошарашенные наблюдатели вышли в море на шлюпках – разыскивать уцелевших.
Разумеется, спасатели не нашли ни людей, ни каких-либо следов кораблекрушения.
Призрак шхуны следовал своему потустороннему графику и в 1898-м, и в 1948 годах. Относительно 1998 года сведений нет, так что остается ждать 2048 года.
По одной из версий, ситуация усугублялась еще и тем, что руки Аннеты добивался и помощник капитана и что именно он, убив рулевого, в отместку сопернику устроил крушение шхуны.
И вот с тех пор каждые 50 лет 13 февраля «Леди Лавинбонд» появляется в районе Песков Гудвина. Первый раз, в 1798 году, шхуну якобы видели команды двух судов. Призрак выглядел настолько реально, что капитан корабля береговой охраны «Эденбридж» опасался, что может произойти столкновение с ним. В 1848 году фантом «Леди Лавинбонд» возник опять, на этот раз он погибал на глазах моряков, находившихся в гавани. Сцена трагедии разыгралась вблизи Дила и выглядела настолько реалистично, что ошарашенные наблюдатели вышли в море на шлюпках – разыскивать уцелевших.
Разумеется, спасатели не нашли ни людей, ни каких-либо следов кораблекрушения.
Призрак шхуны следовал своему потустороннему графику и в 1898-м, и в 1948 годах. Относительно 1998 года сведений нет, так что остается ждать 2048 года.
Еще одна жертва Песков Гудвина – колесный пароход «Виолетта», который более 100 лет тому назад пересекал пролив во время шторма, сопровождавшегося сильным снегопадом. Судно затонуло, а из тех, кто был на борту, не спасся ни один. В начале Второй мировой войны призрак «Виолетты» высветил маяк Ист-Гудвин, находящийся на восточной оконечности отмели. Его увидели работники маяка и поспешили на помощь к гибнущим, но таковых в наличии не оказалось, впрочем, как и самого судна.
Причем там покоятся останки не только древних кораблей, парусных корветов и барков. В песках Гудвина во Вторую мировую войну надежно завязли несколько немецких подводных лодок, а сразу после – десяток американских кораблей с водоизмещением до нескольких тысяч тонн. За последние 200 лет, по оценкам страховой компании Ллойда, в песках погибло около 50 000 человек, а ущерб, причиненный только застрахованным судам, составил 560 миллионов долларов.
Сейчас Гудвиновы пески четко обозначены на картах и их месторасположение можно определить по мощным маякам. Но первый маяк появился в этом месте непозволительно поздно - в 1805 году после гибели военного транспорта «Аврора» с 300 моряками на борту. Маяк был плавучим – построить каменный в центре отмели не удалось, все привезенные стройматериалы буквально ушли в песок. Со всех же четырех сторон маяками отмель была обнесена только к 1874 году.
Причины, по которым корабли попадают в пески Гудвина по сей день, просты и понятны: туманы, шторма и течения – но как бороться с этими проявлениями стихии, пока никто не придумал. Поэтому разорительное чудо природы продолжает ежегодно собирать дань с неудачливых моряков.
Трагедии в «Песчаном хамелеоне» не раз становились предметом больших газетных заголовков, рассказов, эссе и картин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий