вторник, 1 мая 2012 г.

Первой марке посвящается...

Даже представить невозможно, что когда-то письма путешествовали по свету без марок. Однако почтовые марки не столь уж и давнее изобретение: первая из них появилась только в 1840 году. Новшество оказалось исключительно важным - именно марки сделали работу почтовых служб много совершеннее.
Дело в том, что система оплаты почтовых услуг прежде была несовершенной и запутанной. Даже в Англии, где почта с давних пор работала особенно чётко. Правда, в XVIII веке английское правительство попыталось провести почтовую реформу, установив единую таксу пересылки письма в зависимости от расстояния, но идея оказалась не слишком удачной. Многим англичанам цена почтовых сборов показалась явно завышенной. Нелепым было и то, что за письмо платил не отправитель, а адресат. Неудивительно, что некоторые хитрецы принялись изобретать разнообразные способы, как обмануть почту.

В результате королевское почтовое ведомство стало нести ощутимые убытки. Поэтому уже в 40-х годах XIX века английский парламент, обеспокоенный неладами в почтовом деле, образовал специальную комиссию для проведения новой почтовой реформы. Она рассматривала самые разнообразные проекты. Наиболее же удачным оказалось предложение Роуленда Хилла, простого сельского учителя.
6 января 1837 года в Лондоне вышла в свет написанная им брошюра "Реформа почтового ведомства, её значение и осуществимость". В ней предлагалось снизить оплату за письма до одного пенса независимо от расстояния до места назначения. Но самая главная идея состояла в том, что для отправки письма надо было наклеивать на конверт оплаченный отправителем "маленький кусочек бумаги, достаточный для того, чтобы поставить на нём почтовый штемпель, и покрытый с одной стороны клеем, дающим возможность после увлажнения прилепить его к конверту".
Пожалуй, никакими другими словами и по сей день не дать более точного определения почтовой марки, чем это сделал в своей брошюре Хилл. Вот разве что только следует добавить, что на марке есть изображение и указана цена...
Хилл полагал, что почтовое ведомство "должно заказать подобные кусочки бумаги в типографии, проследить за печатанием, чтобы знать, сколько штук было сделано, разделить тираж между почтмейстерами, а они позднее должны рассчитаться деньгами за полученное количество экземпляров". Снижение цены за отправку письма должно было, по мнению Хилла, привести к увеличению количества отправляемых писем и в конечном счёте принести ощутимый доход. Чуть забегая вперёд, надо сказать, что Хилл оказался абсолютно прав.
Почти сразу же после опубликования брошюры Хилла с изложением сути почтовой реформы влиятельная лондонская газета "Таймс" объявила конкурс на лучший проект почтовой марки. В нём приняли участие около 3 тысяч человек, однако ни одна из идей не удовлетворила ни жюри, ни самого Роуленда Хилла. Многие из них были по меньшей мере странными - предлагалось, например, выпустить марку размером с сам конверт и прямо на ней указывать имя и адрес получателя.
Тем не менее среди предложений встречались и дельные. Так, например, некий Бенджамин Чевертон полагал, что на марках должен быть изображён портрет королевы Виктории, только-только вступившей на английский престол. Причём дело здесь не только в уважении к монарху, но и в том, что марку с портретом много труднее подделать, чем какую-либо другую. В случае подделки, как писал Чевертон, непременно "бросится в глаза изменившееся общее впечатление от портрета, а не различие в шрифте, буквах или орнаменте. Может быть, трудно будет сказать, в чём именно различие между двумя портретами, но оно немедленно будет замечено".
Правда, нарисованный Чевертоном портрет королевы Виктории жюри не устроил, но идея была одобрена. В конце концов образцом для первой в мире марки послужила памятная медаль с профилем девятнадцатилетней королевы, выбитая в 1837 году в честь её первого посещения лондонской ратуши.
В создании первой марки приняли участие немало людей. Не считая Роуленда Хилла, которому английское правительство официально поручило провести почтовую реформу, к ним надо отнести Уильяма Уайона, автора памятной медали, художника Генри Корбула, нарисовавшего эскиз медали для гравёров по металлу Чарлза и Фредерика Хитов, отца и сына. Они не только перенесли на стальную пластину, предназначенную для изготовления печатной формы, портрет королевы Виктории, но и выгравировали над ней слово "почта" ("postage"), а внизу номинал марки - "one penny".
Печатать почтовые марки было поручено известной лондонской типографской фирме "Персон, Бэкон и Петч", занимавшейся выпуском ценных бумаг. О многокрасочной печати ещё и речи не было, поэтому первая в мире почтовая марка получила название "чёрный пенни" - за цвет и стоимость.
Памятник Р. Хиллу в Лондоне
"Чёрные пенни" не отличались большими размерами, но были вполне "достаточны для того, чтобы поставить на нём почтовый штемпель". 1 мая 1840 был отпечатан первый тираж. В тот день Хилл записал в своём дневнике: "Марки выпущены сегодня для населения. Страшная суматоха на почтамте!"
Чем была вызвана суматоха, объяснять не надо. Ведь стоимость пересылки писем резко уменьшилась, и каждый старался запастись почтовыми марками на будущее.
  Выпуск первого тиража "чёрного пенни" не обошёлся без определённых трудностей. Не так-то легко оказалось подобрать подходящую для печати бумагу и краску. Первая печатная форма была изготовлена в спешке и быстро износилась. Пришлось делать по гравюре Хитов новую. Не сразу типографские рабочие фирмы "Персон, Бэкон и Петч" освоили и трудоёмкий процесс нанесения клейкого слоя на обратную сторону марки. Он то не ложился ровным слоем, то никак не застывал.
Хорошо ещё, что наносить его приходилось не на каждую марку в отдельности, а сразу на большой лист, поскольку "чёрный пенни" печатался блоками по 240 штук. На листе было 20 горизонтальных рядов, и в каждом по 12 марок. Кстати говоря, марки ещё не разделялись перфорацией, и в почтовых конторах поначалу использовали специальные ножницы, чтобы вырезать марки из цельного листа.
Чуть забегая вперёд, надо сказать, что перфорирование - горизонтальная и вертикальная "прострочка" между рядами марок иглами специальной машины - стало применяться в 1854 году. Это позволило отделять их друг от друга без помощи ножниц, а по краям марок появились зубцы.
Как бы то ни было, все трудности были преодолены, и в мае 1840 года письма стали путешествовать по Англии, а затем и по всему миру с первыми почтовыми марками. Великая идея Роуленда Хилла, бывшего сельского учителя, ставшего генеральным почт-мейстером королевской почты, воплотилась в жизнь.
Заслуги этого реформатора государственной почтовой службы впоследствии были отмечены присвоением ему титула лорда и денежной премией в 20 тысяч фунтов стерлингов.
  Вслед за Англией собственными марками стали обзаводиться и другие страны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий