воскресенье, 19 февраля 2012 г.

Лондонское метро


Лондонское метро - первый в мире метрополитен. Год рождения - 1863. Официальное название - London Undeground. Общенародное название - Tube (труба).Количество станций - 275. Протяженность линий составляет 408 км, что почти в два раза превосходит протяженность линий московского метрополитена. Однако, годовой пассажиропоток почти в три раза меньше московского.
В начале XIX-го века на главных улицах Лондона было не протолкнуться из-за самого разнообразного транспорта тех времен, не говоря уже о пешеходах. Тысячи человек каждый день переправлялись через Темзу — на пароме или по Лондонскому мосту. Из-за постоянных пробок на дорогах у торговцев пропадали на солнце фрукты и овощи, которые они пытались довезти до рынка.

У Марка Изамбара Брюнеля — французского инженера, жившего в Англии, — появилась идея, благодаря которой лондонские улицы в конечном счете можно было несколько разгрузить. Однажды Брюнель наблюдал за тем, как корабельный червь прокладывает дорогу в твердой дубовой щепке. Брюнель заметил, что только лишь голова маленького моллюска покрыта жесткой раковиной. С помощью ее зазубренных краев червь буравил дерево. Углубляясь, он оставлял на стенках хода гладкий защитный слой извести. Взяв этот принцип за основу, Брюнель запатентовал большой чугунный проходческий щит, который проталкивают под землей домкратами. Рабочие смогли убирать из щита землю, а тот мог предохранять от обвала породы. Щит углубляется в породу, а другие рабочие укрепляют образовавшийся тоннель кирпичной кладкой.
Применив этот щит, Брюнель успешно построил первый в мире подводный тоннель, проложенный в мягкой почве,— под Темзой — в 1843 году. Тем самым Брюнель продемонстрировал возможность строительства тоннелей и проложил путь развитию современного метро.


В 1863 году открылась первая в мире линия подземной дороги, соединившая главные лондонские вокзалы, а в 1865 году тоннель Брюнеля купили, чтобы продлить линию. Этот тоннель сегодня составляет часть Лондонской надземки Overground.
Изначально метро строили открытым методом: рыли канавы сообразно габаритам поезда, а потом накрывали их «крышей». Вскоре его вытеснила другая метода, давшая имя подземке британской столицы - Tube (тоннель, труба). Под землей прорубался тоннель диаметром 3,4 метров, который укрепляли сначала лесами, a затем железными полукруглыми пластинами. Tube – не только старейшее, но и одно из крупнейших метро в мире: 275 станций на 12 линиях общей протяженностью 329 км.
Первые поезда действовали на паровой тяге, причем локомотивы были устроены так, что отработанный пар конденсировался, а не выпускался сразу наружу. В 1890 году открылась первая в мире линия на электрической тяге — это была Северная линия на участке Стоквелл — Кинг Уильям-Стрит (ныне Бэнк), положившая начало системе Индепендент-Тьюб. В 1898 была сооружена вторая маленькая, всего из двух станций, электрифицированная линия глубокого заложения — Ватерлоо энд Сити, также входящая по классификации в Индепендент-Тьюб. С этого времени началась и поэтапная электрификация паровозных линий, которая полностью завершилась к 1913 году.


Лондонское метро, 1890 гг.

Метро работает с 5:30 по будням и субботам и с 7:00 по воскресеньям, последний поезд уходит в 23:30-0:30, в зависимости от станции и дня недели. Утренний час пик заканчивается примерно в 9:30, вечерний продолжается с 16 до 19 часов.
Каждая линия метро на схеме и на указателях обозначена определенным цветом. Поезда и платформы обозначены в зависимости направления линии на схеме как Eastbound (движущийся на восток, по карте слева направо), Westbound (движущийся на запад, по карте справа налево), Northbound (движущийся на север, по карте сверху вниз) и Southbound (движущийся на юг, по карте снизу вверх). На первом вагоне поезда и на указателях на станции указывается, до какой станции идет поезд (обычно, но не всегда, это конечная станция линии).



Оплата проезда в Лондонском метро
Метро начинается с турникетов :) Что бы через них пройти, нужно заплатить. Так как метро входит в глобальную систему «Транспорт для Лондона» (Transport For London, TFL), то проезд можно оплатить бесконтактной картой Ойстер (Oyster). Так же можно купить одноразовый билетик.
Ойстер очень удобная штука, потому что принимается на всем общественном транспорте. Плюс, его можно привязать к своей банковской карте и с вас каждый месяц будет списываться сумма на нужный проездной, не надо стоять в очередях, покупать каждый месяц :)
Билеты продаются в основном в автоматах, живых кассиров очень мало, автоматы принимают все: банковские карты, бумажные деньги, железные деньги, ворованные мобильники, золото, брильянты.
Весь Лондон поделен на несколько радиальных зон. Стоимость проезда зависит от того, из какой зоны в какую вы едите и возрастает с количеством пересекаемых зон.
Станции Лондонского метро
Станции очень маленькие, потолки низкие. Нету пространства, объема. Зато технически станции оборудованы намного лучше.
Например, на каждой станции висит табло, которое показывает время до прихода следующего поезда и конечную станцию куда он идет:
Так же, в тьюбе есть станции где пути отгорожены от платформы, однако это сделано не глухой бетонной стеной с железными воротами, а прозрачной стеклянной.В результате не пропадает рекламное место на стене у путей, плюс находиться на такой станции приятней.
Как себя вести в лондонском метро
Правила поведения в лондонском метро практически не отличаются от наших: на эскалаторе стойте справа, проходите слева; на платформе не заходите за желтую ограничительную черту; нигде не оставляйте свой багаж из-за угрозы терактов; на станциях пассажиры сначала выходят из вагона, а потом заходят в него. На станциях метро по соображениям безопасности нет урн, поэтому вынесите мусор из метро и выкиньте его уже на поверхности.
Будьте внимательны при выходе из метро с мобильным телефоном: на большинстве станций нет сети и все делают звонки сразу на выходе, чем пользуются воры. Лучше подождите несколько минут и отойдите от выхода.

Отличия лондонского метрополитена
 1. Бомжей в лондонском метро нет. Это связано с системой пропуска: карточку нужно пропустить через турникет не только на входе, но и на выходе (поскольку в метро 6 зон и система оплаты дифференцируется по зонам). При этом в нашем метро плата существует только за вход, а в Лондоне за каждую поездку из зоны в зону нужно платить.  
2. В лондонском метро совсем ничем не торгуют. А наше набито торговцами, при этом торговцы, бродящие по вагонам, обладают на редкость неприятными голосами.  
3. Инвалиды, фальшивые монахи и попрошайки в Лондоне исключены. 
4. В лондонском метро никто ничего не ест и уж тем более не пьет пиво.  
5. Бездомных собак в подземном переходе в Лондоне встретить невозможно.  
6. Лондонское метро очень запутанное. Но перед входом на каждой станции находятся стенды с бесплатными схемами метро, помогающими гостям города найти дорогу.
Легенды лондонского метро

Долгими зимними вечерами, когда на улице совсем темно, а метро полупустое, британцы пугают друг друга «байками из метрополитена»:
Станция Aldwych: тут видели Черчиля и ... привидения!
1. Дети подземелья: глубоко-глубоко под Северной линией (Northern Line) живет племя «Подземщиков» (The Subterraneans). Они редко выходят на поверхность, почти не говорят по-английски, питаются объедками, мышами, голубями, а иногда и людьми - пьянчужками, запоздалыми пассажирами.  
Возможно, это потомки отбросов общества, обосновавшихся в подземке лет сто назад.… В общем, если вам дороги жизнь и здоровье, опасайтесь ночных поездок по Северной линии.  
2. Привет из Средних веков: в процессе ремонта некоторых станций и тоннелей рабочие пользуются древними картами, чтобы случайно не разрыть могильники с жертвами эпидемии чумы.  
3. А на некоторых станциях видели призраков:
Aldwych - станция была закрыта в 1994 году, но периодически используется для вечеринок разного рода. Гостям опасаться нечего, а вот команда уборщиков частенько встречается с призраком актрисы. Примадонне показалось, что зрители аплодировали слишком вяло, и она покончила с собой сразу после окончания спектакля.  
Bank - местное приведение Сара, она же Черная Монашка, абсолютно безобидно - к пассажирам не пристает, лишь бродит по платформе в поисках своего казненного брата, кассира-расстратчика. 
Farringdon - 13-летняя ученица шляпного дел мастера, видимо, была не достаточно прилежна. В один прекрасный день она была убита своим же учителем, и с тех пор призрак несчастной рыдает где-то в тоннеле.  
1940 г. Лондон бомбят и многие ночуют в метро. Эти дети спят прямо в тоннеле между станциями Aldwych и Holborn.
South Kensington - знаменита поездом-призраком, которым управляет не менее странный машинист. Впрочем, их видели только однажды, в 1928 году. С тех пор поезд-беглец не появлялся на глаза пассажирам.


Забытые станции
История лондонской подземки постоянно развивается, однако с существованием и функционированием некоторых подземных участков связано множество мифов и легенд. Если Вы взгляните в окно электрички, когда будете проезжать отрезок тоннеля между Tottenham Court Road и Holborn – вы увидите станцию, пассажиры на которой не появлялись с 1932 года.
Раньше эта станция называлась British Museum. Или, может быть, путешествуя по Piccadilly Line между Green Park и Hyde Park Corner, вы сможете заметить, что чугунная кладка сменилась на кирпичную на одном из отрезков. Много лет назад в этом месте железнодорожного полотна существовала станция Down Street, закрытая в том же году, что и British Museum. Такие станции обычно называют «станциями-привидениями».
На самом деле лондонское метро насчитывает около 40-ка заброшенных станций. Некоторые из этих станций бесследно исчезли, другие, наоборот, остались почти нетронутыми, словно находились в капсуле, напоминая сейчас о том времени, когда они были закрыты.
Несколько в настоящее время неиспользуемых станций имеют достаточно интересную и богатую историю: Down Street, где во время Второй Мировой войны проходили заседания кабинета министров Уинстона Черчилля… Или Brompton Road, служившую командным центром противовоздушных сил обороны. Следы этих станций можно встретить как на поверхности, так и под землёй, если, конечно, знать, где искать.
Некоторые станции-призраки становятся местом действия популярнейших фильмов. Например, в серии киноэпопеи о Джеймсе Бонде Die Another Day главному герою даётся ключ, которым он открывает маленькую дверь недалеко от Westminster Bridge. Войдя в эту дверь и поднявшись по лестнице, Бонд попадает на платформу одной из заброшенных станций, приспособленную под лабораторию.
Это место расположено прямо напротив зданий Парламента, а единственная ветка метро, близко пролегающая к двери, куда вошёл Джеймс, - Jubilee, построенная в конце 1990-х и не имеющая заброшенных станций. В реальности же эта дверь служит входом в небольшой офис одной из охранных организаций и, конечно, не имеет никакой подземной лестницы. Служащим, работающим в этой конторе, порядком поднадоела шумиха, раздутая вокруг этого места, где после выхода в свет фильма Die Another Day собираются толпы туристов лишь для того, чтобы сделать снимок на фоне легендарной двери. Уставшие от фотокамер работники уже даже вывесили табличку с надписью «Да. Агент 007 Джеймс Бонд был здесь! Не задавайте больше никаких вопросов!».

Схема линий лондонской подземки стала одним из символов города. Ее печатают на кружках, майках, трусах, плакатах, открытках. Дизайнеры делают различные интерпретации схемы.

Знаменитая фраза «Mind the gap» разошлась по всему миру, и звучит не только в метро Торонто, Нью-Йорка и Сингапура, но и в множестве песен, фильмов, упоминается в книгах, и штампуется на футболках и кружках, радостно раскупаемых туристами. Mind the gap, переводится как «следите за гэпом». Гэп, это промежуток между вагоном и платформой. На некоторых станциях он шире, на некоторых уже. Об этом промежутке постоянно напоминают: когда подъезжаешь к станции, говорят в вагоне, плюс на станциях в часы пик ходит работник тьюба, который так же через громкоговоритель повторяет эту фразу. Она стала тоже своеобразным символом Лондона и встречается на сувенирной продукции.
И еще одна очень интересная особенность Лондонского метро: тут не существует вопроса «Вы на следующей будете выходить?». Никто его не задает и никто не пробирается к выходу заранее. Происходит следующее: представьте вагон в час пик и человеку из середины нужно выходить на следующей станции. Он не будет никуда идти пока поезд не приедет на станции, только в этот момент он начнет пробираться к выходу, постоянно извиняясь. И всего его будут пропускать, в итоге он очень быстро покинет вагон. Сначала кажется что так невозможно ездить, обязательно пропустишь свою станцию, но оказывается что такой подход тоже работает.







. Holborn

Комментариев нет:

Отправить комментарий