среда, 25 апреля 2012 г.

Королева Елизавета открыла легендарную «Катти Сарк»

 Чайные клиперы были вершиной искусства кораблестроения и кораблевождения в эпоху парусов, а «Катти Сарк» — лучшим из них.  
Выставленный в сухом доке исторический корабль был скрыт от публики в течение шести лет, пока шли восстановительные работы после пожара в мае 2007 года. Ремонт обошелся в 50 млн фунтов, и реставраторам пришлось полностью перебрать стальной шпангоут судна и восстановить многие деревянные детали корпуса.


Одновременно с открытием восстановленной «Катти Сарк» королева приняла участие в официальной церемонии по наименованию судна «Глориана», которое возглавит морской парад на Темзе в ходе празднования бриллиантового юбилея королевы.
Архитектор Крис Нэш, который возглавлял работы по реставрации судна, считает, что в целом этому уникальному паруснику необычайно повезло. «Пожар причинил немалый ущерб, но к счастью, в тот момент судно уже находилось на реставрации, и многие исторические детали его убранства были с него сняты и помещены на хранение», — рассказывает он.
По его словам, техническое совершенство «Катти Сарк» не имело себе равных во второй половине XIX века. «Это судно является символом британском морской мощи — оно сочетает в себе элегантность и блестящие технические решения», — считает архитектор.
Чайные клиперы были вершиной искусства кораблестроения и кораблевождения в эпоху парусов, а «Катти Сарк» — лучшим из них.


В Китай за чаем

В середине позапрошлого века увлечение чаепитием сделалось в Британии всеобщим. Напиток богачей стал доступен среднему классу и даже рабочим. Импорт чая из Китая превратился в огромный и высокодоходный бизнес.


Чай стоил тем дороже, чем меньше времени проводил в корабельных трюмах. Особенно ценился первый чай нового урожая, и судовладелец, опередивший остальных, зарабатывал большие деньги.
В результате развернулось строительство клиперов — специальных кораблей для перевозки чая, конструкция которых была всецело подчинена скорости: острый, очень вытянутый нос, обтекаемые обводы, громадные паруса, прочный корпус.


Шедевр кораблестроения

Потомственный моряк, судовладелец Джон Уиллис заказал для себя идеальный клипер шотландской судостроительной компании Scott & Linton. Проект разработал владелец фирмы Эркюль Линтон. Пока шло строительство, Уиллис дневал и ночевал на верфи.
Корабль, спущенный на воду 23 ноября 1869 года в Думбартоне, удался на славу. Он поражал совершенством форм и нес 36 парусов общей площадью 3350 квадратных метров, так что, когда на судне поднимали все паруса, создавалось впечатление, что над океаном летит огромное белое облако.

Чтобы не спускать паруса при ураганном ветре, корпус и мачты должны были быть особенно прочными. «Катти Сарк» имела стальной шпангоут и деревянную обшивку. Новый клипер считался крупным, имея 65 метров в длину и 936 тонн водоизмещения. Он брал на борт 615 тонн чая и развивал скорость до 17 узлов.

Умение держать удар


Славу «Катти Сарк» принесло состязание на скорость с другим знаменитым клипером — «Фермопилы».
Корабли вышли из Шанхая 18 июня 1872 года. Через две недели «Катти Сарк» потеряла руль, и в результате прибыла в Лондон на неделю позже «Фермопил» — 18 октября, затратив на путешествие 122 дня.

Клипер вошел в историю благодаря характеру капитана, который продолжил гонку, вместо того, чтобы идти в ближайший порт для ремонта, и мастерству плотника, соорудившего в открытом море импровизированный руль.
Умение держать удар всегда ценилось в Британии выше легко доставшейся победы.

Королева Елизавета II торжественно открыла клипер «Катти Сарк» после долгой реставрации.
Советский фантаст Иван Ефремов посвятил «Катти Сарк» повесть. По его мнению, чайные клиперы воплощали в себе философию единения человека с природой и достижения цели с помощью природных сил, а не через их преодоление.
Однако, сколько бы ни горевали романтики и ветераны парусного флота, экономика взяла свое. Скоро «Катти Сарк» и другие чайные клиперы начали приносить судовладельцам убытки.
Какое-то время их использовали для доставки шерсти из Австралии. «Катти Сарк» одолевала этот маршрут за 77 дней. Ее лучший суточный пробег составил 363 мили.

Елизавета II говорит на палубе с Ричардом Доти, директором «Катти Сарк».



Елизавета II читает надпись на доске, сделанную в честь официального открытия «Катти Сарк»





Комментариев нет:

Отправить комментарий