воскресенье, 8 апреля 2012 г.

Сто лет спустя: маршрут, который не закончил "Титаник"


Морской терминал порта английского города Саутгемптон в воскресенье будто бы вернулся на 100 лет назад, погрузившись в атмосферу эдвардианской Англии, провожавшей суперлайнер "Титаник" в первое и, как оказалось, последнее путешествие. Век спустя из этой гавани выходит "наследник" печально известного судна, корабль "Балморал", который за 12 дней обещает завершить неоконченный маршрут и достичь Нью-Йорка.



Рано утром, когда терминал только просыпался, здесь уже устанавливали точную копию одной из кают, раскладывали приборы на таком же столике, как был на "Титанике", и надевали на манекены платья - не копии, а оригиналы костюмов, в которых снялась в знаменитой киноэпопее Джеймса Кэмерона актриса Кейт Уинслет. Историки и писатели рассказывали о том, что известно миру о трагедии век спустя, и тоже готовились присоединиться к круизу - по всей видимости, чтобы пассажиры 21 века помнили историю и не теряли бдительности.

Ошибки учтены
Организаторы грандиозного путешествия обещают, что "Балморал" учел все ошибки своего старшего собрата, а спасательных шлюпок на борту более чем достаточно.
Хотя, как ни странно, спустя столько лет "Балморал" все же уступает "Титанику" по многим показателям: он легче и на 50 метров короче, а главное - идет он медленнее. Именно поэтому, чтобы прибыть к месту катастрофы ровно сто лет спустя, "Балморалу" пришлось отправиться в путь на два дня раньше - не 10, а 8 апреля.
Пассажиров в этот раз будет столько же - 1,309 тысячи человек, а вот численность экипажа выросла на 100 человек - до 500.

Назад в прошлое
Путешествующих "Балморалом" не огорчил тот факт, что лайнер несколько "проигрывает" "Титанику" по характеристикам, ведь он никогда не претендовал на абсолютное превосходство, в отличие от своего старшего собрата, хотя и был построен еще в 1988 году. Тем более, что сегодня в круиз отправляются совсем за другим, а именно - за острыми ощущениями и погружением в другую эпоху.
Майлс Морган, автор идеи, обещает, что на борту будет максимально воссоздан дух первоклассного путешествия начала 20 века. На "Балморале" третьего класса нет, хотя билеты оказались значительно дешевле, чем 100 лет назад. Так, в 1912 году самая скромная каюта первого класса стоила порядка 1,8 тысячи фунтов стерлингов в пересчете на сегодняшние деньги, а самая дорогая - 68 тысяч фунтов.
В нынешний прейскурант вошли в том числе живая музыка ушедшей эпохи, точное меню пассажиров "Титаника" и "исторические" развлечения.
Именно за этим и отправляются сегодня пассажиры лайнера, следующего курсом Саутгемптон - Нью-Йорк. Тем более это становится очевидным, когда прибывают первые участники круиза, являя собой образы ушедшего времени: из дорогих современных машин появляются шикарные шляпы с перьями и котелки, трости и кружевные зонтики, смокинги и юбки в пол, вуали и тонкие перчатки.
Пока пестрая очередь сбивает с толку - в каком же веке мы находимся, - по этажу бегает мальчишка с полотняной сумкой и громко предлагает всем желающим бесплатную газету "Ежедневный вестник "Титаник". Стюарды в белоснежной форме и перчатках помогают пассажирам.
"Мы ничего не боимся. В конце концов, мы брали уроки плавания", - шутят Том и Ширли из Ипсвича.
Том участвовал в реализации проекта, но путешествует в качестве простого пассажира, почему-то одетого в костюм Шерлока Холмса.

Потомки пассажиров "Титаника"
Внук выжившего на "Титанике" стюарда Филип Литтлджон
Однако не все, кто купил билет на лайнер, воспринимают это только в качестве развлечения. Для многих памятный круиз станет чем-то большим. Например, профессор Чарльз Хаас называет "Балморал" "плавучим университетом" по изучению наследия "Титаника". Серьезно к путешествию относится и Филип Литтлджон - внук спасшегося после трагедии стюарда первого класса.
"Я хотел увидеть корабль, на котором плыл мой дед. Он называл себя счастливчиком, потому что смог покинуть "Титаник". А я считаю себя счастливчиком, потому что могу туда вернуться", - рассказал он в интервью РИА Новости.
Филип Литтлджон - единственный родственник пассажира "Титаника", который совершил погружение на месте катастрофы. В 2001 году он увидел корабль своими глазами и, по его словам, был совершенно поражен.
Его дед, член экипажа Александр Джеймс Литтлджон, спасся потому, что ему было велено грести в спасательной шлюпке №13. Его внук сегодня развенчивает некоторые мифы и рассказывает о том, как тяжело было на душе у тех, кто спасся в легендарной катастрофе.
Обслуживающий персонал спасался исключительно благодаря привычкам аристократов.
"Дело в том, что в первом классе у вас был личный стюард, поэтому считалось само самой разумеющимся, что у вас будет личный стюард и на лодке. Моего деда как раз послали грести на одной из них", - пояснил Литтлджон.
По его словам, Александр Джеймс Литтлджон вспоминал о "Титанике" только сразу после трагедии, даже давал интервью, однако по прошествии нескольких лет он перестал говорить об этом и до конца жизни мучился мыслью о том, что спасся, тогда как многие женщины и дети отправились на дно вслед за потерпевшим крушение лайнером.

Наследие лайнера

Мемориальный круиз, по словам Филипа Литтлджона, это, во-первых, показатель того, насколько имя "Титаника" известно до сих пор, а во-вторых, возможность поднять проблему сохранения остова судна.
В пример Литтлджон приводит случай, когда одна пара захотела сыграть свадьбу в океане, на месте гибели лайнера.
"Одна женщина, родственница погибшего пассажира, была тогда в ужасе, она не могла понять, как можно играть свадьбу на кладбище, на месте, где погиб ее отец. Вот что я имею в виду, когда говорю об уважении", - пояснил он.
Литтлджон, знающий о корабле много и посвятивший свою жизнь преподаванию, объясняет, почему и сегодня дети 4-5 лет увлечены историей морской трагедии, почему они выбирают "Титаник" темой для своих учебных проектов. По его мнению, вместе с кораблем под воду ушла вся прежняя жизнь. Срез всего общества - роскошный блеск богачей и удручающая жизнь третьего класса - все это ушло под воду, а через несколько лет началась Первая мировая война, и мир уже изменился навсегда.
"Балморал" вышел в открытое море из того же дока, что и "Титаник" в свое время. Новые 1309 пассажиров выходят на ставший в один момент роковым маршрут. В день годовщины гибели "Титаника" на месте трагедии пройдет мемориальная церемония. Затем лайнер все же отойдет от изначального плана пути и заедет в канадский Галифакс. Порт архипелага был ближайшим к месту кораблекрушения, поэтому все выловленные тела с "Титаника" были доставлены в свое время именно в Галифакс, наряду с частями обломков корабля. Здесь же находится кладбище, на котором захоронены многие жертвы кораблекрушения. После этого, к 20 апреля, "Балморал" должен закончить начатый "Титаником" путь в Нью-Йорке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий